Нам всем известно: успех любого проекта, мероприятия, изобретения, - успех любого дела зависит оттого, будем ли мы поняты собеседником и сможем ли мы услышать другого. Без эффективной коммуникации между людьми жизнь невозможна. Большая культура дает бесчисленные примеры удавшихся и неудавшихся диалогов, речей, воззваний, объяснений в любви... Более того, тексты культуры уже сами по себе являются средством коммуникации, потому что люди могут найти общий язык, если читали одни и те же книги, смотрели одни и те же фильмы.
Серьезный разговор на тему «коммуникация через культуру» - это дверь в сферу языка, общения, чтения, социальной идентификации, анализа текста. Это межпредметный мастер-класс, который учит говорить и слушать. И понимать, что язык – это и оружие, и безоружность одновременно. Что слова могут как помогать, так и мешать нам. Что то, как мы говорим, часто важнее того, что мы хотим сказать.
Главные герои фильма «Римские каникулы» знакомятся друг с другом, потому что оба знают стихи английских романтиков, хотя и контекст встречи, и огромная социальная разница между ними не должна была способствовать установлению контакта. Тем не менее, он произошел. А вот Чацкий, такой же москвич и дворянин, как и все обитатели фамусовского дома, более того – частый гость и почти родной человек в семействе Фамусова, - Чацкий не смог сделать так, чтобы его услышали. Поняли. Наоборот, его изгоняют из общества, как будто он говорит на чужом языке. Хлестаков всем своим видом и речью показывает, что лжет, но ему верят, а младшая дочь короля Лира Корделия говорит правду. Спокойную и лаконичную. Но ее считают лгуньей. Иногда из якобы мирного и почти пустого разговора разгорается ссора, а бывает и так, что молчание эффективнее и понятнее многих слов.
Тексты культуры дают нам возможность слушать других, слышать себя и стараться не произносить слова всуе. Потому что произнесенное слово – не вернуть.