Очередная лекция в прекрасном Центре знаний «Машук». На этот раз была женская аудитория и женская тема. И сплошь – слушательницы. Меня попросили сделать разговор о женском лидерстве, и я, как всегда, подобрал литературный и киноматериал. Но начать я хотел бы не с него.
Еще в школе меня как-то поразило,
что нам дают сочинения на тему «Женские образы в романе Лермонтова «Герой
нашего времени». Никому в голову не придет говорить специально об образах
мужчин. Они как бы по умолчанию. Они существуют и главенствуют. Они и портрет,
и фон, и пейзаж. А женщины – какие-то специальные детали на этом мужском
полотне. Давайте обратим на них внимание и рассмотрим поближе… Женские образы у
Некрасова, Толстого, Достоевского, далее везде. С этим почти ничего нельзя
поделать, но задуматься можно. И, кажется, нужно. И в Евангелии, и в
конституции у всех равные права и достоинство, но реальные жизненные практики
закрепляют другой тренд.
Я собрал очень многообразный
киноматериал, и разбил лекцию на несколько тематических блоков. Вот они:
«женщина между семьей и работой», «шаг в социум и принятие ответственности»,
«гордыня и смирение на вершине карьеры», «женская власть над мужчиной»,
«женщина в водовороте большой истории».
Я не буду перечислять все фильмы,
которые я использовал для лекции, но расскажу об актрисах, которые исполняли
главные роли: Нонна Мордюкова, Софико Чиаурели, Джулия Робертс, Джулианна
Маргулис, Луиза Флетчер, Ангелина Степанова, Линн Коэн.
У любой лекции всегда есть две
цели: раскрытие темы и некоторая просветительская миссия, потому что все
фильмы, которые я использовал, - это прекрасное кино, и его хорошо бы знать.
Слушательницы не только активно участвовали в дискуссии, но и записывали
названия картин. Во время лекции я показываю крошечный отрывок, а просмотр
целого фильма – это большое событие, если смотреть внимательно и вдумчиво.
В конце разговора было много
вопросов. Один мне запомнился больше всех: «Как сделать так, чтобы мужчины
смирились и поняли женщину лидера?» Я не стал уходить ни от материала кино, ни
от «метода Клейна», ответил: «Я не симпатизирую герою фильма «Служебный роман»,
потому что он начинает ухаживать за начальницей для того, чтобы ему повысили
зарплату. И я не завидую главному герою фильма «Москва слезам не верит». Не потому,
что он зарабатывает меньше, чем она, а потому, что это его волнует».
Иллюстрация Е.Самокиш-Судковская