У великого японского режиссера
Акиры Куросавы есть фильм, который в русском переводе называется «Рай и ад».
Статья в Википедии об этой картине начинается с того, что это «криминальный
триллер», и это очень смешно, потому что это неправда. Т.е. в фильме есть и
элементы детектива, и события там происходят ужасные, но дело совсем не в детективном сюжете. Перед нами мощная драма, эпическое высказывание о выборе,
который совершает человек, и о его личности.
Все начинается с имущественного
спора между акционерами. Главный герой – управляющий обувной фабрики. Он хочет
делать хорошую обувь, но качественный товар не приносит большой прибыли. Другие
акционеры хотят поменять политику, убрать хозяина и приходят к главному герою,
чтобы убедить его проголосовать акциями за смену руководства. Мистер Гондо (это
имя управляющего) не собирается переходить на чью-то сторону, а наоборот, сам
хочет иметь контрольный пакет акций. Он для этого заложил почти все свое
имущество…
Как мы видим, тут нет ни
детектива, ни триллера, но вдруг другой жанр буквально врывается в
повествование. Неизвестный преступник сообщает по телефону, что украл сына
мистера Гондо и требует колоссальный выкуп… В какой-то момент приехавшая
полиция хочет поместить красящее вещество в чемодан, в котором будут
передаваться деньги. Главный герой достает свой старый чемодан с инструментами,
распарывает его, и умелыми руками мастера прячет пакетик краски в ткани.
Мистер Гондо – не просто прекрасный управляющий, он знает, как делать хорошую
обувь, он сам ее когда-то делал. Он действительно прошел путь от подмастерья до
руководителя большого предприятия. Он просто не умеет и не может производить
некачественную продукцию. Это его профессиональный и мировоззренческий выбор. И
именно мировоззренческий выбор ему приходится совершать в дуэли с преступником.
Платить или не платить? Ведь, оказалось, выкрали не его собственного сына, а сына его
шофера…
Если он заплатит, то потеряет не
только деньги, но и возможность контролировать фабрику. В каком-то смысле он
потеряет все. Но, приняв решение, мистер Гондо уже действует без оглядки.
Посмотрите фильм, и вы увидите, как в каждой сцене нам дано единство человека,
руководителя и профессионала. Он не просто рискует, не просто ведет бой, он
управляет ситуацией настолько, насколько ей можно вообще управлять. Он не
теряет спокойствия. Еще недавно он поставил все, чтобы приобрести контрольный
пакет акций, а сейчас он делает все, чтобы спасти чужого ребенка и поймать
преступника. Личная жизнь и бизнес переплетены. Человек превращается в вектор,
в стрелу, и решает проблему. Полиция не гарантирует ему победы, но это не
останавливает мистера Гондо. В результате преступник пойман. И главный герой
уволен с фабрики. Он больше не управляющий. Он начинает все заново. Делает
обувь в небольшой компании. Но ни о чем не жалеет. Потому что он справился, и в
этом смысле выиграл.
В бизнес-школах очень любят
термины «турбулентность» и «управление изменениями», и это очень смешно, потому
что неправда. Нет, конечно, есть и турбулентность, и неизвестность, и даже
изменения налицо. Но на самом деле перед нами не турбулентность, а катастрофа,
не изменения, а ад. И нужно иметь образ рая в душе, чтобы этому что-то
противопоставить. Интересно, говорят ли о рае в бизнес-школах?
Иллюстрация Ф.Чусюн