Есть невероятно мощные фильмы, которые
– по разным причинам - плохо известны массовому зрителю. Американская картина
«Инцидент» 1967 года как раз из таких. Интересно, что она демонстрировалась в
советских кинотеатрах в середине 70-х годов, хотя это, конечно, тоже было очень
давно… Сюжет простой и страшный. Ночью в вагон нью-йоркского метро (напомню,
что в Нью-Йорке подземка работает круглосуточно) садятся два бандита, блокируют
двери и начинают методично измываться над всеми пассажирами. Там много людей,
но, кроме женщин, ребенка и пожилой пары, есть много молодых мужчин. Но никто
не сопротивляется, не объединяется, не вступается за слабых. Оцепенение и
беспомощность. И только в самом конце…
Впрочем, я не об этом, а об одной
очень важной художественной детали. Все пассажиры напуганы и деморализованы.
Все, кроме одного. Он нищий и пьяница. И он без сознания спит. К нему не
интересно приставать, и бандиты его не трогают. Когда все заканчивается, он
просыпается. Он был вместе со всеми и не был одновременно. Он избежал позора,
страха, мук совести. Он не прожил эти два часа кошмара. Он был пьян.
Точно такая же деталь есть и в
фильме «Захват поезда «Пэлем 1-2-3» 1974 года. Начало сюжета обоих картин почти
одинаковое: в вагон нью-йоркского метро садятся члены банды, они вооружены. Но
тут же появляются и различия. В «Инциденте» молодые люди избивают пассажиров от
скуки, ради забавы, в «Захвате поезда» - перед нами грабители. Им нужны деньги,
а пассажиры становятся заложниками. И опять тот же персонаж, только на этот раз
– женщина. Она пьяна, лежит на сидениях и ничего не понимает. Когда все
заканчивается и люди уже на свободе, она сонно спрашивает, какая сейчас
станция… Вот такая очевидная цитата. Комментировать жизненный выбор пассажиров
я не возьмусь. Посмотрите эти фильмы.