Главная Новости и блог Учитель как культурный герой

Учитель как культурный герой

Учитель как культурный герой

Вот есть такой жанр: отчет о поездке, рассказ о мероприятии, в котором принимал участие. Этот жанр включает в себя: 1. Восторги по поводу того, что тебя пригласили; 2. Благодарность организаторам; 3. Отчет о выступлении; 4. И, конечно, фотографии, которые показывают, как хорошо все это было…

Арктический образовательный форум, на который я был приглашен, - это не первое (и, надеюсь, не последнее) мероприятие, это очередная поездка и очередное выступление. Но каждый раз хочется рассказать об уникальности встречи, о новых людях, об особенностях именно этого события. Хочется, чтобы отчет не был «очередным», потому что каждая лекция и каждый разговор – он всегда нов и по-своему единственный.

Я выступил с лекцией «Учитель как культурный герой», и меня слушали педагоги, руководители образовательных учреждений, сотрудники департамента образования. Лекция была построена на анализе отечественных фильмов о школе: «А если это любовь?», «Вам и не снилось», «Дневник директор школы» и других.

Почему мне кажется важным такой разговор? Потому что учителя в основном собираются для того, чтобы выслушать новые наказы и установки начальства, чтобы принять к сведению и начать исполнять новые нормативные акты. Государство и общество все время что-то хочет от педагога, относясь к нему как к объекту, как к инструменту, с помощью которого можно воспитать, научить, внедрить, проконтролировать, отчитаться… Но школа и учитель – это субъект, а не объект. Это своя жизнь, свой ритм, уклад, традиции. Свой психотип. Своя поэзия и своя рутина. Это особая жизнь, со своими консервативными правилами, проблемами, безысходностью и профессиональным счастьем одновременно.

Это особые отношения в коллективе, который никуда не стремится, потому что у учителя нет и не может быть «карьеры», это особая идентификация себя где-то между актером, родителем, наставником, психологом, священником, лидером, лектором, наблюдателем… Это постоянное общение с детьми и постоянное ощущение, что они растут и распускаются, а ты выматываешься и стареешь, но при этом и наполняешься энергией молодости…

Одним словом, жизнь учителя – это невероятно интересная вещь, и общество должно понимать, что учителю на самом деле довольно трудно что-то навязать, потому что он уже согласился на очень трудный профессиональный путь.

Слушатели в зале знали и не знали те фильмы, о которых я говорил. Знали, потому что кто же не смотрел «Вам и не снилось»? Не знали, потому что когда они в последний раз его пересматривали и когда была возможность проанализировать и посмотреть на себя, на свою профессию и на школу в целом со стороны?

Вот этот взгляд со стороны – это и есть одна из функций культуры. Это то, что дает нам спокойствие, силу. То, что двигает вперед. И вдохновляет. Сколько фильмов было снято про мою профессию! Вот мистер Киттинг встает на парту и декламирует «О, капитан, мой капитан!». Я похож на него? Я хочу быть таким учителем? Он хорошо поступил, что заставил учеников вырвать страницы предисловия из скучной книги? Мы смотрим на себя сквозь магический кристалл культуры, и нам становится легче. Мы можем обновленными войти в класс, и что-то важное начнется между нами и детьми, сидящими за партами.

Иллюстрация: И.Раздрогин