Есть произведения, в которых
сплошное горе. Неизбывное. И при этом будничное, обыкновенное. Таков рассказ
Юрия Трифонова «В грибную осень». Я специально не использую эпитеты
«сильнейший» или «мощный» в отношении этого рассказа. Юрий Трифонов – один из
моих любимых русских писателей, и этим все сказано.
Сюжета почти нет. У Нади умерла мама. Сцена смерти.
Переживания. Поминки. Жизнь после. Все.
«Хромая от острой боли в ступне,
она бросилась к двери, ведущей в комнаты: кухня была пуста, печка не горела,
возле печки на железном листе, прибитом к полу, валялись лучинки и кусок
полуобгоревшей газеты, в следующей за кухней комнате в странной позе на полу,
прислонившись к краю кушетки и запрокинув голову, сидела Антонина Васильевна. В
ее глазах оставалась жизнь. Антонина Васильевна ждала Надю, чтоб умереть. Но
Надя осознала это позже, а в тот миг, когда она увидела мать сидящей на полу,
когда бросилась к ней, нагнулась, упала на колени, обняла ее за плечи,
закричала: "Мама, я здесь! Я сейчас!" - когда оглядывалась по
сторонам незрячим взором, ища что-то, еще в тот миг не определенное сознанием,
но смертельно нужное, лекарство, или стакан воды, или книжку с адресом доктора,
живущего на 3-й линии, который уехал в Серпухов, - господи, он же уехал
позавчера в Серпухов! - она все делала, повинуясь какой-то темной, надземной
силе, возникшей внезапно, как ураган, которая с этого мига овладела ею».
Упоминание о матери Нади появляется
в конце первого предложения, как будто автор вместе с героиней боятся
обнаружить тело, встретиться со смертью: дверь, кухня, печка, газеты и только
потом - мама, которая сидит в странной позе и умирает. И тут же избыточная, не
нужная уже, подробность: врач, уехал в Серпухов. Какая разница, куда он уехал,
но человеческая память помнит эту деталь, невозможно все забыть разом, нет сил
перестать жить и выкинуть все лоскутки жизни, которые сейчас оказались лишними.
И дальше весь рассказ строится как монтаж чего-то важного, сущностного и вот
таких лоскутков быта, пошлости и равнодушия окружающих. Хотя равнодушие – это
не деталь, а то, что ранит больнее всего.
Вот приехал то ли друг, то ли
любовник и неудачно пошутил. Вот он привез с собою приятеля, который ведет себя
бестактно. Вот Надя почему-то думает несколько секунд о музыке из портативного
радиоприемника, который прохожий несет по улице. Вот поминки, и разговор о
метраже квартиры, о грибах…
«Была еще одна женщина, которую Надя не знала по имени: она
когда-то работала с Антониной Васильевной в артели, красила шелковые платки.
Эта женщина пила водку наравне с мужчинами и несколько раз порывалась
рассказать, какая прекрасная была эта работа - красить на дому шелковые платки
анилиновыми красками - и как выгодно за нее платили. Была там еще Лариса,
Надина подруга, и Левин, которые раньше не были знакомы, но сегодня, в
крематории, нашли друг друга и весь вечер разговаривали вдвоем. Но почему же
они не уходят? Уже одиннадцать часов».
Рассказ по-настоящему страшен тем, что в финале ничего не
происходит. Надя пропускает один рабочий день, устраивает детей в новый детский
сад и приходит на работу:
«На работе Наде выражали
сочувствие, каждый по-своему. Знакомая старуха гардеробщица сказала Наде: «С
печалью тебя!» Одни целовали ее, и Надя даже видела мелькавшие на миг слезы,
другие молча трясли руку, а некоторые просто смотрели чуть пристальней обычного
Наде в глаза, стараясь что-то понять. Были и такие, которые делали вид, будто
ничего в Надиной жизни не произошло. Одна женщина сказала, что Надя за эти дни
заметно похудела и что ей так гораздо лучше».
Это фирменный камерный, как бы
беспристрастный стиль Трифонова. Это мужество и цепкость писательского взгляда
на жизнь. Выхвачено трагическое событие из жизни человека. Обыкновенного
человека. Любящего. Страдающего. Борющегося. Сам рассказ – это акт беспримерной
эмпатии. Надя, героиня рассказа не умеет, не может выкинуть из головы и сердца
детали, из которых состоит ее жизнь, писатель видит человека на фоне этих
деталей, фактов, штрихов. Описывает личность, которая почти сливается с фоном
обстоятельств. Почти. Человек не тонет в обстоятельствах, не сводится к ним, не
сливается с ними. Писатель как спасатель вылавливает личность из «житейского
моря» быта и горя, предательства и хороших воспоминаний, обязанностей и
одиночества. Вылавливает, значит обращает внимание. Восстанавливает
человеческое достоинство. Сочувствует. Мы читаем рассказ. Мы и Надя, и ее мама,
и праздные люди на поминках. И коллеги, которые фальшиво или искренне выражают
сочувствие. Мы пропускаем в себя горе. Небольшую дозу. И, может быть,
становимся чуть сильнее и чуть добрее. Может быть.
Иллюстрация М.Тейлор