Один из афоризмов Фаины Раневской звучит так: «Без
необходимых вещей можно спокойно обойтись, а вот без ненужных – прожить
нельзя». Не знаю, говорила ли так на самом деле великая актриса, но сама эта
фраза хорошо объясняет некоторые механизмы в образовательном процессе.
Вот урок литературы в школе. Любому, повторяю, - любому человеку очевидно кричащее противоречие этого предмета: ни Пушкин, ни Толстой с Достоевским, ни Чехов с Ахматовой не писали для того, чтобы их тексты кто-то читал насильно и получал за них оценки. Художественное творчество – это свободный диалог автора и читателя, и никогда писатель не формулирует той пользы или «знания», которые можно приобрести при прочтении. Главный текст нашей классики, фундамент и стержень национального литературного канона заканчивается следующими строками:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!
Ленский убит. Онегин убит тоской и своей любовью. Татьяна
вышла замуж, «не приходя в сознание». Ольга забыла своего жениха. Все школьницы
учат наизусть «Я вам пишу, чего же боле…». Белинский рассказывает про
«энциклопедию русской жизни», учителя в педагогической экзальтации задаются
вопросом: «а что бы случилось, если бы Татьяна ответила на чувство Онегина?»…
а Пушкин легко расстается с читателем и желает ему найти хотя бы
«крупицу» пользы в своем тексте. Тексте, который он писал 7 лет…
Школьники это чувствуют. Не только «Евгений Онегин», но и
несчастная Му-му погибла не для того, чтобы кто-то получал оценки за знание
сюжета тургеневского рассказа. Тем более, что с сюжетом можно ознакомиться, не читая текста, и это известно всем участникам процесса: от учителя до бабушки,
которая пытается контролировать внука и не отпускает его гулять, пока он не
прочтет 10 страниц их хрестоматии.
Школьники это знают. На математике их учат решать задачи, и
есть правильные и неправильные ответы. На английском их учат другому языку, на
физике и химии – тому, как устроен мир, даже на истории есть факты: в таком-то
году произошла такая-то битва…
Но чему учат на литературе? Тому, что «хотел сказать автор»?
Пересказу интерпретации из школьного учебника? Знанию текстов? Но тексты
выдуманы, и авторы – в абсолютном большинстве случаев – давно мертвы, а чтобы
не размахивать топором в петербургской квартире, не обязательно читать
Достоевского. Что хотел сказать автор? Главный герой и не раскаялся. Сколько
снов видит Раскольников? – садись, два. Какой отрывок из Евангелия читает
главному герою Соня? – стыдно не знать такие вещи. Почему Свидригайлова и
Лужина можно назвать двойниками Раскольникова? – ты не понял художественного
замысла писателя….
Тем не менее литература существует, и она интересна
школьникам. Художественный текст замысловато устроен, в нем есть множество
загадок и бездна смысла. Это всего лишь слова, но часто их невозможно забыть.
Героев не было на самом деле, но они становятся нашими незримыми спутниками,
друзьями, врагами, образцами для подражания. Автор давно в могиле и жил в
другой стране, но его «картинки» становятся нашими….
А теперь представим на минутку, что урок литературы строится
прежде всего вокруг текста. Что нужно не «пройти программу» не вбить в голову
ученика факты биографии или сюжетную линию. А что урок строится как процесс
размышления над прочитанным. Именно как процесс!
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Солнце у Есенина скатывается «колесом». Но солнце похоже не
только на колесо. Почему поэт выбирает именно это сравнение?
Стоп. В этот момент урок литературы становится по-настоящему
интересным. Учитель не демонстрирует школьникам очередное стихотворение про
«природу» или «осень», учитель ставит вопрос! Это не просто анализ текста, это
анализ мира, потому что ответ кроется в самом стихотворении, и выясняется, что
колесо тут упомянуто не случайно, а значит – и весь текст, это не случайный
набор образов и рифм, а нечто цельное, продуманное. Значит перед нами продукт
высокой интеллектуальной деятельности, перед нами модель мира. Уже сам вопрос
переворачивает сознание ученика. А найденный ответ рождает в нем радость от
внимательного прочтения текста. Но и это еще не все: если солнце можно сравнить
не только с колесом, то с чем же еще? Включается воображение, школьник
забывает, что он многолетняя жертва школьной хрестоматии, он становится
соавтором стихотворения, он – кто бы мог подумать! – может заинтересоваться
другими стихами Есенина и вообще другими стихами и начать там находить
стройность и упрямую логику лирического текста. Он начинает уважать автора и
себя в качестве читателя. А тут уже один шаг до любви к чтению.
И разве не в этом смысл всего мероприятия? Разве не для
этого нужен урок литературы в школе? Разве мы не стонем из-за того, «что дети
не читают»?
Неужели нужно отменить оценки и поменять программу? Не
спрашивайте. Я не знаю, как решить вопрос системно и существует ли оно вообще –
системное решение на уровне общества и государства. Но в конкретной школе точно
можно попытаться что-то сделать. Раздвиньте чуть-чуть жесткую конструкцию
школьного расписания, вставьте в него необязательные разговоры о смыслах и
образах Намекните детям, что дело не в том, что «хотел сказать автор», а в том,
что захотят сказать они сами, если прочтут текст. Прочтут не все, и на
урок, который бесполезен для подготовки к ЕГЭ тоже придут немногие. Но
эти немногие в результате согласятся с тем, что, возможно, говорила когда-то
Раневская без ненужных вещей прожить очень трудно».
И, кстати, прочитайте стихотворение Есенина, вдруг вы
сможете ответить на вопрос о колесе? Совсем небольшое произведение, всего
двенадцать строк.
Публикация подготовлена для Forbes. Образование