Я уверен, что это цитата, уж
очень много совпадений. У Бергмана в «Земляничной поляне» есть такой персонаж - экономка главного героя, профессора Исака Борга. Ее зовут Агда. Почти
эпизодическая роль. За время действия Агда появляется два раза: в начале и в
конце фильма, но в жизни профессора она играет роль огромную, потому что в
течение многих десятилетий ведет его домашнее хозяйство. Они оба пожилые люди,
оба знают друг друга много-много лет и живут бок о бок. Профессор старше, выше
ростом и неизмеримо выше по социальному статусу: он хозяин, она прислуга, он ей
платит. Он известный врач и ученый, у него большой дом, она всего лишь экономка
в этом доме. Но у Агды своя власть над главным героем, потому что он, как это
часто бывает с мужчинами, беспомощен в быту, к тому же одинок и не может жить
без служанки. Исак и Агда мило и трогательно бранятся, мирятся, что-то
обсуждают… Они не женаты и живут в разных комнатах, но под одной крышей. Исак
Борг живет своей жизнью, а Агда – жизнью профессора.
В советском фильме «Кафедра» 1982
года тоже есть экономка при профессоре. Николай Николаевич, крупный
отечественный ученый давно потерял жену и в своей большой квартире живет вместе
с домоправительницей Дарьей Степановной. Она о нем заботится, беззаветно
предана ему. Он побаивается Дарью Степановну, советуется с ней, раскаивается,
когда грубит ей. Переклички двух фильмов очевидны и несомненны: обе картины
начинаются с того, что главным героям снится сон! И в «Земляничной поляне», и
«Кафедре» сон связан со смертью, в двух картинах главные герои переосмысливают
свою жизнь, вспоминают прошлое и… умирают. Зритель фокусирует свое внимание на
главных героях. Так устроено кино, так устроена жизнь. У пожилого профессора
есть что вспомнить. Есть, чем гордиться. Есть, в чем раскаиваться. У него
заслуги и достижения. Он на виду, на первом плане. Но кто-то обустроил его
жизнь, согрел ее своим теплом. Верностью, терпением и любовью. На
кинофестивалях есть такая номинация: «Лучшая роль второго плана». Хочется
переименовать: «Лучшая роль. Второго плана».
Иллюстрация Л.Ривера