Главная Новости и блог Лучшая роль. Второго плана

Лучшая роль. Второго плана

Лучшая роль. Второго плана

Я уверен, что это цитата, уж очень много совпадений. У Бергмана в «Земляничной поляне» есть такой персонаж - экономка главного героя, профессора Исака Борга. Ее зовут Агда. Почти эпизодическая роль. За время действия Агда появляется два раза: в начале и в конце фильма, но в жизни профессора она играет роль огромную, потому что в течение многих десятилетий ведет его домашнее хозяйство. Они оба пожилые люди, оба знают друг друга много-много лет и живут бок о бок. Профессор старше, выше ростом и неизмеримо выше по социальному статусу: он хозяин, она прислуга, он ей платит. Он известный врач и ученый, у него большой дом, она всего лишь экономка в этом доме. Но у Агды своя власть над главным героем, потому что он, как это часто бывает с мужчинами, беспомощен в быту, к тому же одинок и не может жить без служанки. Исак и Агда мило и трогательно бранятся, мирятся, что-то обсуждают… Они не женаты и живут в разных комнатах, но под одной крышей. Исак Борг живет своей жизнью, а Агда – жизнью профессора.

В советском фильме «Кафедра» 1982 года тоже есть экономка при профессоре. Николай Николаевич, крупный отечественный ученый давно потерял жену и в своей большой квартире живет вместе с домоправительницей Дарьей Степановной. Она о нем заботится, беззаветно предана ему. Он побаивается Дарью Степановну, советуется с ней, раскаивается, когда грубит ей. Переклички двух фильмов очевидны и несомненны: обе картины начинаются с того, что главным героям снится сон! И в «Земляничной поляне», и «Кафедре» сон связан со смертью, в двух картинах главные герои переосмысливают свою жизнь, вспоминают прошлое и… умирают. Зритель фокусирует свое внимание на главных героях. Так устроено кино, так устроена жизнь. У пожилого профессора есть что вспомнить. Есть, чем гордиться. Есть, в чем раскаиваться. У него заслуги и достижения. Он на виду, на первом плане. Но кто-то обустроил его жизнь, согрел ее своим теплом. Верностью, терпением и любовью. На кинофестивалях есть такая номинация: «Лучшая роль второго плана». Хочется переименовать: «Лучшая роль. Второго плана».

Иллюстрация Л.Ривера