Недавно в Мастерской управления «Сенеж» читал лекцию о наставничестве. Наставничество – это очень древняя культурная институция, а сегодня – в управленческой среде – очень востребованная и распространенная. Как вы знаете, я все примеры черпаю из текстов культуры, и вновь убедился, что перед нами неиссякаемый источник кейсов.
Наставничество. Практически все тексты художественной литературы пронизаны этой темой. Или так: очень сложно найти произведение, где персонаж бы не искал для себя фигуру значимого другого, не хотел бы ориентироваться на сильного и старшего товарища, не держал бы в сознании и сердца идеал человека. Или Бога. Христос наставляет учеников, басни учат себя правильному поведению, Робинзон Крузо получает жестокий, но очень эффективный урок от … Бога или судьбы и проводит почти 30 лет в одиночестве на острове. У него есть время подумать о смысле жизни и о том, к кому и в какой момент обращаться за помощью. Сам герой романа Дефо тоже становится наставником для дикаря, которого он спас от смерти. Петр Гринев сначала выступает в роли наставляемого и полностью зависит от крепостного дядьки Савельича, а потом избавляется от избыточной опеки, взрослеет и принимает решения сам. Штольц (да и Ольга) неоднократно выступают наставниками для Обломова… Примеров – великое множество!
Собственно, сама книга и процесс чтения уже способствуют процессу наставничества. Для контакта наставника и наставляемого нужен общий контекст. Обрести его помогают фильмы и книги, которые вы смотрите или читаете вместе. Это даёт возможность обращаться к образной системе, которую вы оба понимаете.
Да, я опять приведу в пример роман Толстого «Война и мир». Вы начинаете читать, и у вас сразу возникает вопрос: почему книга такая большая? Это важный мировоззренческий и философский момент. Никто не может пересказать её содержание, потому что там просто течет жизнь. Объём этой книги показывает, что жизнь долгая, и наставничество как процесс не прекращается никогда, даже если наставник не рядом.
Она учит, что если вы хотите проследить собственное становление и развитие, то вам нужно время, спокойный ритм и некоторая свобода для совершения ошибок. Тот, кто хочет быть наставником или наставляемым, должен жить долго.
Герой, который хочет жить, даёт себе свободу времени, ведь все изменения чрезвычайно медленные и порой совсем незаметные.
Пьер Безухов — наставляемый Андрея Болконского. В начале романа он — представитель золотой молодежи с бешеной молодостью. Болконский кажется нам умнее, старше. И он дает советы Пьеру. Например, совет не жениться на женщине до тех пор, пока не разлюбишь ее…. Слава Богу, что наставляемый слушал вполуха. Пьер продолжает жить, интуитивно искать себе новых наставников. Герой проходит этапы трансформаций и выбора. В результате он понимает образ своего идеального наставника: это либо он сам, либо лучшие качества разных людей. А одним из его главных наставников становится спокойная и мудрая логика жизни.