Главная Новости и блог «Космос, нервная система и шмат сала»

«Космос, нервная система и шмат сала»

«Космос, нервная система и шмат сала»

Как же приятно писать о мероприятии, в котором принял участие! Приятно. Тогда, когда можно писать не о себе…

Пару дней назад читал лекцию в Тверском университете. Два человека на свои собственные деньги организуют научно-просветительские лекции для студентов, преподавателей и просто всех желающих. Еще раз: не университет, не корпорация, не фонд. А просто два неравнодушных айтишника, которые живут и работают в Твери.

В этот раз было два лектора. Настоящий ученый-астроном, популяризатор науки Иван Панченко, и ваш покорный слуга. Лекция Ивана Панченко называлась так: «История открытия гамма-всплесков в космосе». Речь не о том, что это было безумно интересно. И даже не о том, что Иван умеет так рассказывать, что даже мне, гуманитарию, многое было понятно. Я слушал лекцию и думал: как жаль, что астрономии нет в школе! Т.е. формально, вроде бы она существует, или существовала. Когда я был школьником, нам выдали учебник по астрономии, но уроков не было. Все было заменено физикой, или не знаю чем.

Ведь дело не в гамма-всплесках. А в том, что нам интересно, как устроен мир. Это бескорыстный интерес. Устройством мира может интересоваться только очень свободный и только очень счастливый человек. Устройство мира – это не про деньги, не про практическое применение. Это про то, что мы задаем вопросы и не перестаем удивляться. А когда человек бескорыстно изучает окружающий мир, он преодолевает предметные преграды. В каком-то смысле он знает все. Или очень многое.

Рассказывая о датском астрономе Тихо Браге, лектор вдруг спросил аудиторию: «Кто помнит сказку Андерсена «Огниво»? – Несколько человек подняли руки… Оказалось, что у самой большой волшебной собаки в этой сказке глаза были как у… Круглой башни. А Круглая башня – это обсерватория в Копенгагене. И Тихо Браге работал в этой обсерватории…

Лекция о космосе закончилась, и настала моя очередь. Я рассказывал о «Мертвых душах». Рассказывал увлеченно и, наверно, неплохо. Слушателям понравилось. Но глаза мои были такие, как у той собаки. Они расширились от удивления и восторга. И теперь я обязательно найду и прочту книгу Ивана Панченко. Он принес ее с собой на лекцию. Книга о Солнце. Не о солнце русской поэзии. А просто о Солнце.