В фильме Ильи Авербаха
«Объяснение в любви» (мощнейшая картина, шедевр отечественного кинематографа) есть две сцены, связанные с поэзией.
Главный герой, молодой, влюбленный, наивный, творческий, талантливый,
образованный и очень ранимый, читает стихи. Его возлюбленная просит прочитать
его собственные стихотворения, и герой декламирует:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
«Но ведь это не твои стихи», - возражает девушка. – «Мои, мои», - отвечает молодой человек.
Другая сцена далека от
романтического контекста. Главный герой, советский журналист, находится в
командировке на одной их больших строек социализма. Он сидит у костра и
беседует с людьми. Ночь. Вдруг к костру подходит очень странный человек: нищий,
оборванный, больной, истеричный. Сразу видно, что он выброшен из новой жизни,
что он не участник строительства и… что он интеллигентный человек. Он лишенец.
Он одинок. Он хочет есть. Он садится у костра и заводит очень странный разговор
о смысле жизни, о сути истории. Обрывки мыслей и фраз. И вдруг начинает декламировать:
Раз, в угоду Прометею,
своему любимцу, с неба
чашу полную нектара
унесла Минерва людям.
Чтобы созданных Титаном
осчастливить и вложить им
в грудь святой порыв к искусствам.
Невольные слушатели ничего не
понимают, один из них говорит, что «стишки каждый может написать, а вот
по-настоящему работать...» И тут главный герой говорит: «Это не он, это Гете…»
Итак, в первом случае человек
читает Пушкина и «присваивает» себе его творчество. Во втором – непонятные
строчки оказываются не «стишками, которые может сочинить каждый», а отрывком из
стихотворения великого немецкого поэта.
Для текстолога важно установить
авторство текста, но для читателя, для «пользователя» поэзии важно другое:
вжиться в текст, прожить его, в каком-то смысле присвоить себе. Сказать что-то
про себя и про мир через стихи, которые он глубоко прочувствовал, сделал
своими.
В первой сцене герой хотел не
свои стихи продемонстрировать, а свою любовь. И «чужой» Пушкин пришел на
помощь. Во втором случае человек читает стихи, не очень рассчитывая, что его
кто-то поймет. Или даже спросит об авторе. Но его понимают. Начитанность и
эмпатия главного героя приходят на помощь. Голодный, лишенный прав и цели
жизни, оказывается образованным человеком. У него ничего нет. Нет, есть.
Поэзия, которая всегда с ним. И этого не отнять.
Иллюстрация Б.Лильефорс