Когда государство объявляет, что
такой-то год будет «Годом педагога», или «Годом культуры», или «Годом семьи»,
то это означает, власть хочет напомнить гражданам о социально значимых
профессиях, институциях, проектах. В каком-то смысле, о том, что ценностные
ориентиры важны. Но вот закончился «Год педагога и наставника», и что? Разве
ценность педагогической работы куда-то делась? Разве кадровые и финансовые
проблемы решены? Разве учителям больше не нужна поддержка? Все это риторические
вопросы. «Год педагога» может завершиться, и общественный интерес обратится к
следующей социально значимой теме, но век педагога и наставника продолжается. И
никогда не закончится. Именно поэтому мой пост сегодня о них. Как всегда, на
материале культуры.
Недавно я наткнулся на небольшой, лирический, грустный и глубокий фильм. Он называется «Когда становятся взрослыми». Картина 1985 года, и в главных ролях Виктор Проскурин и Елена Сафонова. Фильм почти без сюжета, хотя пересказать его несложно. Профессиональное училище в небольшом городе. Два человека, которые когда-то были влюблены друг в друга, но расстались. Теперь они работают в одном месте и понимают, что нужны друг другу, что чувства не остыли. Это одна сюжетная линия. Другая – отношения преподавателей и учеников, подростков и родителей. Эту линию условно можно назвать «педагогической».
Я не буду рассказывать сюжет, не в нем дело, а в том,
что название фильма относится не только к ученикам, но и ко всем главным героям
картины. Взрослеют не только подростки, но и формально взрослые люди: они
дорастают до своей любви, до выбора призвания, до понимания каких-то
по-настоящему важных вещей. И становится ясно, что педагогика и наставничество
– это бесконечно долгий и тонкий процесс. И результата дождаться очень трудно.
Что невозможно запретить ребенку становится подростком, невозможно запретами
исцелить его детские травмы, невозможно унижениями и угрозами добиться
результата. А можно уважать в нем другого, отдельного от нас человека и
оказывать ему поддержку. И невозможно, отделить личные проблемы от того, что
происходит на работе, потому что работаешь не со станками, а с людьми. Что сам
педагог должен, а главное – может повзрослеть и принять решение о своей
дальнейшей жизни.
В начале фильма главный герой заходит
в класс и произносит следующую фразу: «Я здесь для того, чтобы научить вас
собирать платы ЛКС-314». Это четкое послание по поводу своей роли на рабочем
месте. Честное. Четкое. И очень узкое. В процессе работы педагог понимает, что
платы не будут собраны, пока не будет собран паззл жизни и проблем учеников,
пока плата его собственной жизни не заработает правильным образом.
«Когда становятся взрослыми».
Прекрасное название. Взросление не обещает поверхностного счастья или успеха.
Но является залогом серьезного отношения к жизни. А это уже и есть пролог
счастья.
Иллюстрация П.Вильямс