У Екатерины Манойло есть роман,
который называется «Отец смотрит на запад». Прекрасное название, цепляет сразу.
Хочется прочесть, хотя еще не знаешь, о чем книга. Я уже прочел, но о смысле
названия продолжаю думать. И восхищаться мощным талантом писательницы. Обожаю
находить и отмечать для себя новые образы. Вот только один пример. Это уже в
конце романа, много ужасов произошло, события накаляются, кульминация близка, и
непонятно, выживет ли главная героиня повествования. Озлобленный, склонный к
безнаказанному насилию мужчина, садится в машину, чтобы догнать свою жертву.
Тулин задергал рычаг коробки передач. «Жигули» сначала помолчали, словно не желая вмешиваться в ход событий, затем долго и гортанно прокашливались и наконец завелись.
Машина не сразу завелась, потому
что «не хотела вмешиваться в ход событий»! Как это прекрасно сказано. Даже
неодушевленный предмет не хочет участвовать в преступлении, а человек уже
завелся и не может остановиться…
Это и есть литература, потому что
дело не в сюжете (который остросюжетный!) и не в проблематике (которая наша,
современная, болит, кричит, плачет и рвется наружу), а в языке. Кажется, ведь
это так просто придумать такой образ. Все слова известны. И все сто раз сидели
в машине и знают, что такое, когда двигатель не сразу заводится. А вы
попробуйте описать это так, как сделала Екатерина Манойло. Ключ зажигания есть
только у писателя.