Несколько дней назад я
опубликовал в своей соцсети осеннее фото и прикрепил знаменитые тютчевские
строчки: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» И дальше я
написал, что эти стихи устарели! Что осеннюю красоту мы сейчас воспринимаем
по-другому. Одна подписчица тут же отреагировала: «Как это может устареть?» А
другой мой читатель тут же привел строки современных поэтов про осень. Вот они:
Сентябрь выметает широкой метлой
Хитиновый мусор, наряд кружевной,
Как если б директор балетных теплиц
Очнулся и сдунул своих танцовщиц.
Или вот:
Ржавчина и желтизна — очарованье очей.
Облако между крыш само из себя растет.
Ветер крепчает и гонит листву взашей,
Треплет фонтан и журнал позапрошлых мод.
Да, строчки могут устаревать. Более того: они должны
устаревать, потому что жизнь меняется, и мы люди XXI, а не XIX века. И сегодня,
любуясь осенней красотой мы меньше всего думаем о сельскохозяйственных работах.
А для Тютчева это было важно:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Не все понимают, что такое «борозда», но даже если понимают и помнят, то «серп»… Для современного дачника? Для современного горожанина? Нет. Нужны новые образы и слова. И они появляются. Вот еще осенняя строчка из современной поэзии:
«Я приду этой осенью каменной».
Безветренная погода. Тишина. Как будто все окаменело. Но
культура не камень, она изменчива.
Лет двадцать назад я вел урок
литературы в шестом классе. Начало учебного года. Мы обсуждали какое-то
стихотворение с детьми. Я спросил, могут ли они, не зная автора определить, в
каком столетии написано стихотворение? Были разные догадки. В конце урока я сказал,
что смысл литературного образования заключается в том, чтобы уметь датировать
текст хотя бы с точностью до 50 лет… Одна ученица подняла руку и спросила:
«Леонид Джозефович, а зачем это нужно? Зачем это уметь?» Действительно, зачем?
Иллюстрация А.Карасев