У великого немецкого романтика
Гофмана в цикле «Серапионовы братья» есть небольшая новелла «Автомат». Она
повествует о механической кукле, которая не только двигается, как живая, но и
разговаривает с посетителями, отвечает на их вопросы и даже угадывает мысли
собеседника.
«Заведено было так: спрашивающий
задавал свой вопрос шепотом, наклонившись к правому уху фигуры, в ответ на что
фигура начинала вращать глазами, поворачивала голову к спрашивающему - можно
было даже ощутить дыхание, исходящее из уст фигуры, - и тут из глубины фигуры
действительно доносился тихий ответ. После того как фигура отвечала на
несколько вопросов, художник, создатель ее, приставлял ключ к левому ее боку, с
шумом заводя механизм. Когда его просили, он даже открывал задвижку, и можно
было заглянуть внутрь: там виднелся искусный механизм со множеством колесиков,
которые, разумеется, не могли иметь никакого отношения к словам говорящей
фигуры, но, очевидно, занимали столько места, что никакой человек уже не мог бы
поместиться внутри ее, будь то даже знаменитый карла короля Августа, который,
как известно, умещался внутри пирога».
Итак, перед нами двойное чудо: чудо механики и чудо... да,
именно так и сформулируем, чудо искусственного интеллекта:
«Но невзирая на всю
таинственность и загадочность, какую заключало в себе это творение искусства,
невзирая на то, что все было обставлено и преподнесено с большим вкусом,
интерес публики к фигуре постепенно конечно же падал бы, если бы художнику не удалось
привлечь публику чем-то совершенно иным. А это иное заключалось в самих
ответах, какие давал турок: суховатые или грубо-насмешливые, необычайно
остроумные или даже способные причинить боль своей доскональной точностью, они всякий
раз предполагали глубокое проникновение отвечающего в индивидуальность
спрашивающего человека. Иногда поражало мистическое провидение будущего, причем
возможное лишь с той точки зрения, какую глубоко усвоил сам же спрашивающий».
Я очень люблю Гофмана и всем
советую его читать, но мой сегодняшний пост не про творчество гениального
немецкого писателя. Он про другое. Есть вечный вопрос, не имеющий ни одного
убедительного ответа: «Зачем читать художественную литературу?». И вот вам еще
один «неубедительный» ответ: чтение классики абсолютно точно повышает стрессоустойчивость
человека и сильно меняет оптику при взгляде на современность. Что нас пленяет и
одновременно пугает в современном мире и ближайшем будущем? – Явление
искусственного интеллекта. Человек сделал шаг в овладении тайнами мира, или,
наоборот, потерял над миром контроль? Искусственный интеллект сметет с
шахматной доски вакансий большинство фигур? Научится предсказывать будущее?
Сделает жизнь человека скучной и предсказуемой? Или… Все эти вопросы понятны, и
любой из вас может их продолжить и предложить свои ответы.
А теперь вдумаемся. Начало 19-го века. Еще нет электричества и обезболивающих лекарств. Еще никто не летает по небу и не делает прививок. Я совсем забыл: нет даже такой очевидной и всем известной вещи, как интернет! Но образ искусственного интеллекта уже создан. И многие чары, искушения и опасности этого явления проговорены. Прошло двести лет.
Человек, который не читает классики, все время сталкивается
с новыми явлениями. И он напуган. А читатель, спрашивающий «Алису»,
установленную в его телефоне, думает примерно так: «Да, это неплохо, но до
«Автомата» Гофмана тебе еще далеко… Еще потренируйся, поучись. Почитай немецких
романтиков»!