Главная Новости и блог Детская история и взрослый кейс

Детская история и взрослый кейс

Детская история и взрослый кейс

Недавно я выступал на дне знаний в корпорации «Газпром нефть». Компания – честь ей и хвала, - организовывает для своих сотрудников обучающие и мотивирующие занятия. Чтобы люди развивались: читали, думали, расширяли свой кругозор. Чтобы могли посмотреть на свою профессиональную деятельность со стороны.

Передо мной выступал лектор и говорил о фрейме – мировоззренческой рамке, которую использует человек для понимания своих действий и мотиваций. Аудиторию спросили, какую рамку они воспринимают как свою. Одна сотрудница подняла руку и сказала: «Мне близка Лягушка-путешественница. Я часто ассоциирую себя с ней». Тут я не выдержал и, встряв в чужую лекцию, громко сказал: «Но как закончила лягушка? Что с ней стало в конце». На что мне ответили, что, «конечно, в конце она упала, но ведь до этого летела».

А теперь давайте обратимся к тексту. Это сказка Гаршина. Лягушка с самого начала думает о том, что скажут о ней другие. Она даже боится квакать, чтобы не уронить собственное достоинство в глазах других лягушек. Потом, как известно, на болото прилетают утки и рассказывают лягушке о Юге. Лягушке хочется на Юг, но ей отвечают, что у нее нет крыльев. Лягушка ныряет на дно, чтобы ей ничего не мешало сосредоточиться, и выдает гениальную идею – путешествие с помощью прутика. Любопытно, что Лягушка действительно изобретательна и для того, чтобы что-то придумать, он уходит вглубь и тишину от повседневности. Это очень мудрый ход. Т.е. перед нами незаурядная личность. И утки берут лягушку с собой не потому, что любят ее, не из сострадания, а восхитившись ее замыслом. Т.е. лягушке удалось: а) придумать идею, б) продать ее, в) осуществить. Ну, чем не прекрасный фрейм для понимания собственных действий в жизни?

Но… вспомним, что главная героиня была самовлюбленной и очень зависела от чужой оценки. Она не выдержала. Потому что утки – по ее же просьбе – стали лететь ниже к земле, чтобы она слышала восторги людей. Она уже получила признание, но этого мало. Она испугалась, что не все поймут, что это именно она придумала идею с прутиком и клювами уток. Хвастливый крик. И мгновенная расплата.

Что же мы имеем в итоге?

1. Изобретательность и упорство важны, но это еще не все. Мы часто не осознаем, для чего мы что-то делаем. Лягушку бы ждал успех, если бы она «сжав зубы», стремилась бы к цели. Но какова была цель?

2. Мы часто не осознаем движущие силы собственных действий. Мы хотим что-то изобрести? Куда-то полететь? Или мы хотим одобрения и похвалы. Это совсем разные вещи.

3. Очень полезно знать и помнить текст. Или мы подсознательно забываем то, что нас расстроит?

Иллюстрация А.Коновалов