Один из важных культурных
стереотипов современности состоит в том, что скорость жизни увеличилась по
сравнению с предыдущими эпохами. Что объем информации возрос на порядки, а
концепции, навыки и методики сменяют друг друга чрезвычайно быстро. Что
человеку нужно научиться адаптироваться к меняющемуся миру и поспевать за
инновациями в самых различных областях…
Не будем обсуждать сейчас, правда
ли это, и действительно ли сто лет назад никто никуда не торопился и не ощущал
на себе влияние быстро меняющегося мира. Важно вот что: человек, который
торопится (или которого убедили, что он должен торопиться), не может
расслабиться и сосредоточиться. В частности – не может медленно и внимательно читать. Он ограничивается кратким содержанием, выжимкой, конспектом,
пересказом…
Между тем, наш житейский опыт
подсказывает, что даже сегодня, в век великих скоростей и вихря событий, - есть
много занятий, которые мы не убыстряем, не хотим закончить скорее или вовсе от
них отказаться. Бокал хорошего вина в дружеской компании, ленивое воскресное
утро, любимая песня любимой певицы, красивый закат на берегу моря… перечислять
можно долго, но всем ясно, что в каком-то смысле мы живем ради тех моментов,
которые хочется продлить, повторить, остановить. Что на самом деле мы не хотим
торопиться.
Но каким-то дьявольским образом
процесс чтения выпал из парадигмы того, что мы по-настоящему любим. Нам
внушили, что в книгах есть знания и польза, что их написали великие люди, что
читающий человек умен и образован, но… все эти очевидные школьные мотивации работают плохо. Нам хочется научиться скорочтению, найти консультанта, который
расскажет нам, стоит ли открывать «этот толстый том», или можно легко обойтись
без него, мы готовы, чтобы нам рассказали «основную идею книги». Мы хотим
глотать, не прожевывая. Или… извлечь пользу, не получая удовольствия.
В этом все дело. Школа не научила
получать удовольствия от чтения. Но этому можно научиться. Это большой и
серьезный разговор. Который нельзя свести к двум-трем советам. Отложите
смартфоны, которые трезвонят о быстро меняющемся мире. Давайте не глотать
смыслы и рассуждения. Давайте будем читать книги не торопясь. Ведь автор не
торопился. И выиграл. Читатель тоже может выиграть. Если он, конечно, читатель,
а не глотатель букв.